Четверг, 25.02.2021, 20:51
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ТВ  
Форум » Наш форум » Полезные материалы » Развиаем речь
Развиаем речь
auctorДата: Воскресенье, 06.11.2011, 21:46 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 147
Награды: 5
Репутация: 6
Статус: Offline
Годовой задачей нашего детского сада является развитие речи. На этой странице будут выкладываться задания для развития речи детей.
Занимайтесь вместе!
 
auctorДата: Воскресенье, 06.11.2011, 21:57 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 147
Награды: 5
Репутация: 6
Статус: Offline
Развитие речи у ребенка пятого года жизни

Пятый год - середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно (!) формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки - и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если "хочу" воюет с "надо" и побеждает - готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний.

Иногда родители удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все-таки уповаем на ваш родительский долг - воспитывать свое дитя... Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. И нам с вами, уважаемые родители, это очень нравится. Еще бы - сын перед гостями читает что-нибудь вроде "У лукоморья дуб зеленый..." или "Как ныне сбирается вещий Олег..." Но... Конечно, надо читать, и стихи надо читать, и прозу. Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?

Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребенку сказки "с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Одна четырехлетняя девочка, прослушивая такую историю вечером, предлагала свой вариант, который зачастую оказывался ничуть не менее интересным, чем мамин. В конце концов мама стала просить дочку рассказывать свой вариант первой... Вы сразу поймете по реакции ребенка, интересно ему ваше творчество или нет.

Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их. Помнится портрет Фуфони - персонажа, придуманного одной активной мамой, вернее, персонаж-то был придуман мамой, а имя ему (точнее, ей) дала дочь. Рисунок изображал нечто круглое, похожее на облачко, с глазками-бусинками и улыбающимся ртом, на коротеньких ножках и с коротенькими ручками... И отношение ребенка к Фуфоне было ясно выражено в этом замечательном и очень искреннем рисунке.
Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!

Мы уже говорили о названиях профессий (см. Развитие речи у ребенка четвертого года жизни). Объясняем малышу новые названия, это уже более сложные слова, обозначающие то, о чем ребенок еще недавно не знал: летчик, капитан, космонавт. Слова, связанные с темой транспорта, легче усваиваются в комплексе. Например, вы покажете ребенку картинки, на которых изображены разные транспортные средства, или сделаете это на улице, во время прогулки, поездки. Малыш назовет все, что увидел, а у вас еще и несколько загадок припасено в тему, малыш отгадывает. Верхом творчества в данном случае будет рисование поезда или автобуса.

Только не все сразу. И от названий и описаний, отгадывания и рисования плавно подступаем к "стюардессе", "вагоновожатому", "кондуктору". Чем больше слов, тем лучше. Если вы представитель какой-либо сложной профессии и раньше не рассказывали ребенку о своей работе (иногда ребенок в этом возрасте так и отвечает на вопрос, кем работает папа: "Работает".), то теперь стоит это сделать. Попробуйте рассказать, с помощью чего вы выполняете свою работу, а также с помощью чего делают свое дело представители других профессий. Например, кассиру нужна касса, врачу - градусник, вата, бинт, шприц.

Часто ребенок любит играть в "доктора", "учителя", "повара". Во время такой игры, в которой и вы с удовольствием поучаствуете, новые слова и выражения, новые знания укрепляются прочнее, чем при простом рассказывании. Можно и просто спросить, показав малышу картинки с изображением портнихи, учителя, продавца: "Кому что нужно для работы?" Хорошо, если вы приготовили еще и картинки с изображением этих нужных вещей. Ребенок их сначала подбирает, а потом называет.

Хочу я стать врачом. Зубным.
И улыбаться всем больным.
- Не дергайся, голубчик,
Вот твой молочный зубчик.

И продавцом хочу я быть.
Но за прилавком - не грубить.
- Пройдите, бабушка, вперед,
А этот мальчик подождет.

Быть парикмахером хочу.
Девчонкам косы отхвачу
И сделаю им стрижку
Под плюшевого мишку.
(Я. Аким)

Однажды на прием к автору мама привела девочку, девочке было около пяти лет. Маме казалось, что девочка мало разговаривает и, значит, мало знает. По ряду причин посещать занятия мама не могла и ей были даны подробные рекомендации, как играть с ребенком и развивать речь. Но ничего не получалось, пока мама не освоила сюжетную игру. Тут у мамы внезапно обнаружился настоящий талант. Она не только играла, но и разговаривала с дочкой, следуя нашим советам, ведь причиной молчаливости малышки были особенности ее характера. И у девочки появилось желание общаться, разговаривать. Игра, в которой ребенок проявил себя по-новому, в новой для себя роли, оказалась тем толчком, который и был нужен.

Как и раньше, мы продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной. Дети увлеченно работают в Школе ремесел. Вот уж где простор и для развития речи, и для развития множества умений и навыков! Кстати, о поделках и ловких пальчиках. Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи.

Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь до школы уже рукой подать! Вас ждут письменные задания, ни с чем не сравнимая прелесть шатающихся палочек и разнобойных крючочков. Подготовимся к встрече с ними. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания:

- Продолжи узор.
- Прокатись.
- Учимся штриховать.
- Дорисуй.
- Раскрась.
- Обведи.

Пусть малыш штрихует и обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит. Подумайте и о столике для малыша, и о его позе при выполнении таких заданий, и об освещении рабочего места ребенка. На полу хорошо играть, но писать лучше за столом.

Пальчики ловко управляются с карандашом, получаются хорошие штриховки и обводки (не сразу, но получаются), а вы уже готовы к новым заданиям. Помните, вы учили малыша вставлять знакомые звуки, слова, словосочетания в рифмованные тексты, заканчивать знакомые строчки.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...(не идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек...(отломил)

Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту...(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек...(не нашли)
(Д. Хармс)

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас...(напасть).
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в...(пасть).

Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало...(ясно).
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою...(булку).
(Д. Хармс)

Попробуем теперь попросить ребенка дополнить предложение, да не просто предложение, а сложное. Точнее, ребенок сам сделает предложение сложным. Например, вы говорите: "Маша сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что... почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)". Обратите внимание, закончит ребенок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получится целый рассказ? Тогда не прерывайте ребенка, выслушайте его, дайте закончить мысль.

Можно использовать и вариант вопроса, сопровождаемый показом определенного предмета. Вы достаете из сумки, например, тарелку и спрашиваете, для чего она нужна? Малыш дает несколько объяснений, называя функции тарелки. Иногда ребенок даже сообщает, какие бывают тарелки. Один мальчик, отвечая на данный вопрос, так и заявил: "У нас тарелки есть большие и маленькие, они на кухне в шкафу. А еще есть в большой комнате, за стеклом, но их мама не дает, она говорит: "Этих даже не касайтесь, перебьете сразу, потому что вам всем наплевать, что они немецкие".

Заготовьте вопросы и картинки (с картинками всегда легче!):

- Покажи, чем ты кушаешь. Как это называется?
- Покажи, чем ты расчесываешь волосы. Как это называется?
- Покажи, чем ты будешь резать бумагу. Как это называется?
- Покажи, чем нужно накрывать стол. Как это называется?
- Покажи, чем подметают пол. Как это называется?
- Покажи, в чем варят суп. Как это называется?
- Покажи, чем чистят ботинки. Как это называется?
- Покажи, на чем жарят котлеты. Как это называется?
- Покажи, во что складывают продукты. Как это называется?

Задания такого рода помогают ребенку точнее высказываться, правильнее подбирать слова. Если раньше прилагательных, то есть обозначений признаков в речи малыша было явно недостаточно, то теперь нужно уделить им самое пристальное внимание. Простейший способ сделать это - использовать задание типа: "Назови, какой". Это вообще не требует от вас усилий: показываете чашку и спрашиваете, какая она. Ну, а ребенок старается подобрать слова: "белая", "блестящая", "широкая" и т. д. В случае явных затруднений помогите, поставьте малыша перед выбором: чашка низкая или высокая, широкая или узкая, белая или разноцветная. И вопрос вроде как не в тему: "А она тебе нравится? Почему?"

Ложка какая? (Большая)
Стол какой? (Деревянный)
Лопата какая? (Тяжелая)
Ваза какая? (Хрустальная)
Диван какой? (Мягкий)
Ковер какой? (Красивый)
Ведро какое? (Грязное)
Стулья какие? (Маленькие).

Вариантом этого задания служит "Скажи по-другому", когда малышу предлагается вспомнить слова, похожие на названное: "Ласковый, а еще какой? (Мягкий, нежный.)". Однако внимание уделяется не только прилагательным. Показывая малышу картинки с изображениями предметов или называя эти предметы, спрашивайте, что делает этот предмет:

Самолет... летает.
Лягушка... прыгает.
Червяк... ползает.
Рыба... плавает.
Поезд... едет.
Лампочка... горит.
Корова... мычит.
Лошадь... скачет.
Доктор... лечит.
Корабль... плывет.
Кот... мяукает.

Кстати, в разговорах о животных уже звучат выражения типа "медвежья шкура", "волчий хвост":

Это чье ухо? Заячье.
Это чей хвост? Медвежий.
Это чья нора? Лисья.
Это чьи лапы? Волчьи.
Это чья шерсть? Кошачья.
Это чей нос? Беличий.

Если услышите "волкин", "медведевый", не расстраивайтесь, просто ребенок не сразу осваивает притяжательные прилагательные, приноравливается к ним, пробует разные варианты. Покажите картинку и правильно произнесите слово.

Ошибки говорят о том, что слов становится все больше, что предложения становятся все сложнее. "Я пришел в группу, а он взял машинку, а они говорят, это не его..." - взахлеб рассказывает мальчик маме новости из детского сада. Некогда называть "его" имя, вместо "ребята" - короткое "они". Нужно столько рассказать маме, ведь целый день ее не видел.

Помните, как мы с вами помогали ребенку усвоить некоторые обобщающие понятия? Эту работу нужно продолжать, ведь вопрос для малыша очень трудный. Назовите понятие - "посуда", а затем попросите назвать, что же относится к этому слову. Если ребенок затрудняется, пройдите вместе на кухню, пусть покажет эту самую посуду, а уж потом назовет. Можно сделать и наоборот: вы перечисляете отдельные названия, а малыш называет одним словом: "Апельсин, лимон, груша - это... фрукты".

Мы уже знакомили малыша с этими словами, показывая ему предметы и картинки, разрешая действовать, пользуясь предметами. И теперь делаем так же. Только операции, которые вы можете доверить ребенку, расширяются - пусть попробует расставить тарелки на столе, вытереть посуду, достать выстиранное белье из стиральной машины и рассказать, что делает. Можно попробовать такие задания:

1) продолжи ряд:

груша, яблоко...
репка, картошка...
стул, диван...
роза, мак...
стул, шкаф...
воробей, синица...
коза, баран...
чашка, блюдце...
шорты, майка...
тапочки, сапоги...
черника, малина...

2) назови одним словом:

рубашка, майка, свитер, брюки - это ...
сандалии, ботинки, сапоги - это ...
картошка, капуста, свекла - это ...
щука, карась, ерш - это ...
ромашка, пион, лилия - это ...
кровать, тумбочка, стол - это ...
яблоко, груша, банан - это ...
стакан, тарелка, блюдо - это ...

Развитие речи у ребенка пятого года жизни

Пятый год - середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно (!) формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки - и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если "хочу" воюет с "надо" и побеждает - готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний.

Иногда родители удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все-таки уповаем на ваш родительский долг - воспитывать свое дитя... Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. И нам с вами, уважаемые родители, это очень нравится. Еще бы - сын перед гостями читает что-нибудь вроде "У лукоморья дуб зеленый..." или "Как ныне сбирается вещий Олег..." Но... Конечно, надо читать, и стихи надо читать, и прозу. Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?

Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребенку сказки "с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Одна четырехлетняя девочка, прослушивая такую историю вечером, предлагала свой вариант, который зачастую оказывался ничуть не менее интересным, чем мамин. В конце концов мама стала просить дочку рассказывать свой вариант первой... Вы сразу поймете по реакции ребенка, интересно ему ваше творчество или нет.

Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их. Помнится портрет Фуфони - персонажа, придуманного одной активной мамой, вернее, персонаж-то был придуман мамой, а имя ему (точнее, ей) дала дочь. Рисунок изображал нечто круглое, похожее на облачко, с глазками-бусинками и улыбающимся ртом, на коротеньких ножках и с коротенькими ручками... И отношение ребенка к Фуфоне было ясно выражено в этом замечательном и очень искреннем рисунке.
Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!

Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. И нам с вами, уважаемые родители, это очень нравится. Еще бы - сын перед гостями читает что-нибудь вроде "У лукоморья дуб зеленый..." или "Как ныне сбирается вещий Олег..." Но... Конечно, надо читать, и стихи надо читать, и прозу. Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?

Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребенку сказки "с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Одна четырехлетняя девочка, прослушивая такую историю вечером, предлагала свой вариант, который зачастую оказывался ничуть не менее интересным, чем мамин. В конце концов мама стала просить дочку рассказывать свой вариант первой... Вы сразу поймете по реакции ребенка, интересно ему ваше творчество или нет.

Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их. Помнится портрет Фуфони - персонажа, придуманного одной активной мамой, вернее, персонаж-то был придуман мамой, а имя ему (точнее, ей) дала дочь. Рисунок изображал нечто круглое, похожее на облачко, с глазками-бусинками и улыбающимся ртом, на коротеньких ножках и с коротенькими ручками... И отношение ребенка к Фуфоне было ясно выражено в этом замечательном и очень искреннем рисунке.
Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!

Мы уже говорили о названиях профессий (см. Развитие речи у ребенка четвертого года жизни). Объясняем малышу новые названия, это уже более сложные слова, обозначающие то, о чем ребенок еще недавно не знал: летчик, капитан, космонавт. Слова, связанные с темой транспорта, легче усваиваются в комплексе. Например, вы покажете ребенку картинки, на которых изображены разные транспортные средства, или сделаете это на улице, во время прогулки, поездки. Малыш назовет все, что увидел, а у вас еще и несколько загадок припасено в тему, малыш отгадывает. Верхом творчества в данном случае будет рисование поезда или автобуса.

Только не все сразу. И от названий и описаний, отгадывания и рисования плавно подступаем к "стюардессе", "вагоновожатому", "кондуктору". Чем больше слов, тем лучше. Если вы представитель какой-либо сложной профессии и раньше не рассказывали ребенку о своей работе (иногда ребенок в этом возрасте так и отвечает на вопрос, кем работает папа: "Работает".), то теперь стоит это сделать. Попробуйте рассказать, с помощью чего вы выполняете свою работу, а также с помощью чего делают свое дело представители других профессий. Например, кассиру нужна касса, врачу - градусник, вата, бинт, шприц.

Часто ребенок любит играть в "доктора", "учителя", "повара". Во время такой игры, в которой и вы с удовольствием поучаствуете, новые слова и выражения, новые знания укрепляются прочнее, чем при простом рассказывании. Можно и просто спросить, показав малышу картинки с изображением портнихи, учителя, продавца: "Кому что нужно для работы?" Хорошо, если вы приготовили еще и картинки с изображением этих нужных вещей. Ребенок их сначала подбирает, а потом называет.

Хочу я стать врачом. Зубным.
И улыбаться всем больным.
- Не дергайся, голубчик,
Вот твой молочный зубчик.

И продавцом хочу я быть.
Но за прилавком - не грубить.
- Пройдите, бабушка, вперед,
А этот мальчик подождет.

Быть парикмахером хочу.
Девчонкам косы отхвачу
И сделаю им стрижку
Под плюшевого мишку.
(Я. Аким)

Однажды на прием к автору мама привела девочку, девочке было около пяти лет. Маме казалось, что девочка мало разговаривает и, значит, мало знает. По ряду причин посещать занятия мама не могла и ей были даны подробные рекомендации, как играть с ребенком и развивать речь. Но ничего не получалось, пока мама не освоила сюжетную игру. Тут у мамы внезапно обнаружился настоящий талант. Она не только играла, но и разговаривала с дочкой, следуя нашим советам, ведь причиной молчаливости малышки были особенности ее характера. И у девочки появилось желание общаться, разговаривать. Игра, в которой ребенок проявил себя по-новому, в новой для себя роли, оказалась тем толчком, который и был нужен.

Как и раньше, мы продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной. Дети увлеченно работают в Школе ремесел. Вот уж где простор и для развития речи, и для развития множества умений и навыков! Кстати, о поделках и ловких пальчиках. Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи.

Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь до школы уже рукой подать! Вас ждут письменные задания, ни с чем не сравнимая прелесть шатающихся палочек и разнобойных крючочков. Подготовимся к встрече с ними. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания:

- Продолжи узор.
- Прокатись.
- Учимся штриховать.
- Дорисуй.
- Раскрась.
- Обведи.

Пусть малыш штрихует и обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит. Подумайте и о столике для малыша, и о его позе при выполнении таких заданий, и об освещении рабочего места ребенка. На полу хорошо играть, но писать лучше за столом.

Пальчики ловко управляются с карандашом, получаются хорошие штриховки и обводки (не сразу, но получаются), а вы уже готовы к новым заданиям. Помните, вы учили малыша вставлять знакомые звуки, слова, словосочетания в рифмованные тексты, заканчивать знакомые строчки.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...(не идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек...(отломил)

Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту...(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек...(не нашли)
(Д. Хармс)

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас...(напасть).
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в...(пасть).

Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало...(ясно).
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою...(булку).
(Д. Хармс)

Попробуем теперь попросить ребенка дополнить предложение, да не просто предложение, а сложное. Точнее, ребенок сам сделает предложение сложным. Например, вы говорите: "Маша сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что... почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)". Обратите внимание, закончит ребенок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получится целый рассказ? Тогда не прерывайте ребенка, выслушайте его, дайте закончить мысль.

Можно использовать и вариант вопроса, сопровождаемый показом определенного предмета. Вы достаете из сумки, например, тарелку и спрашиваете, для чего она нужна? Малыш дает несколько объяснений, называя функции тарелки. Иногда ребенок даже сообщает, какие бывают тарелки. Один мальчик, отвечая на данный вопрос, так и заявил: "У нас тарелки есть большие и маленькие, они на кухне в шкафу. А еще есть в большой комнате, за стеклом, но их мама не дает, она говорит: "Этих даже не касайтесь, перебьете сразу, потому что вам всем наплевать, что они немецкие".

Заготовьте вопросы и картинки (с картинками всегда легче!):

- Покажи, чем ты кушаешь. Как это называется?
- Покажи, чем ты расчесываешь волосы. Как это называется?
- Покажи, чем ты будешь резать бумагу. Как это называется?
- Покажи, чем нужно накрывать стол. Как это называется?
- Покажи, чем подметают пол. Как это называется?
- Покажи, в чем варят суп. Как это называется?
- Покажи, чем чистят ботинки. Как это называется?
- Покажи, на чем жарят котлеты. Как это называется?
- Покажи, во что складывают продукты. Как это называется?

Задания такого рода помогают ребенку точнее высказываться, правильнее подбирать слова. Если раньше прилагательных, то есть обозначений признаков в речи малыша было явно недостаточно, то теперь нужно уделить им самое пристальное внимание. Простейший способ сделать это - использовать задание типа: "Назови, какой". Это вообще не требует от вас усилий: показываете чашку и спрашиваете, какая она. Ну, а ребенок старается подобрать слова: "белая", "блестящая", "широкая" и т. д. В случае явных затруднений помогите, поставьте малыша перед выбором: чашка низкая или высокая, широкая или узкая, белая или разноцветная. И вопрос вроде как не в тему: "А она тебе нравится? Почему?"

Ложка какая? (Большая)
Стол какой? (Деревянный)
Лопата какая? (Тяжелая)
Ваза какая? (Хрустальная)
Диван какой? (Мягкий)
Ковер какой? (Красивый)
Ведро какое? (Грязное)
Стулья какие? (Маленькие).

Вариантом этого задания служит "Скажи по-другому", когда малышу предлагается вспомнить слова, похожие на названное: "Ласковый, а еще какой? (Мягкий, нежный.)". Однако внимание уделяется не только прилагательным. Показывая малышу картинки с изображениями предметов или называя эти предметы, спрашивайте, что делает этот предмет:

Самолет... летает.
Лягушка... прыгает.
Червяк... ползает.
Рыба... плавает.
Поезд... едет.
Лампочка... горит.
Корова... мычит.
Лошадь... скачет.
Доктор... лечит.
Корабль... плывет.
Кот... мяукает.

Кстати, в разговорах о животных уже звучат выражения типа "медвежья шкура", "волчий хвост":

Это чье ухо? Заячье.
Это чей хвост? Медвежий.
Это чья нора? Лисья.
Это чьи лапы? Волчьи.
Это чья шерсть? Кошачья.
Это чей нос? Беличий.

Если услышите "волкин", "медведевый", не расстраивайтесь, просто ребенок не сразу осваивает притяжательные прилагательные, приноравливается к ним, пробует разные варианты. Покажите картинку и правильно произнесите слово.

Ошибки говорят о том, что слов становится все больше, что предложения становятся все сложнее. "Я пришел в группу, а он взял машинку, а они говорят, это не его..." - взахлеб рассказывает мальчик маме новости из детского сада. Некогда называть "его" имя, вместо "ребята" - короткое "они". Нужно столько рассказать маме, ведь целый день ее не видел.

Помните, как мы с вами помогали ребенку усвоить некоторые обобщающие понятия? Эту работу нужно продолжать, ведь вопрос для малыша очень трудный. Назовите понятие - "посуда", а затем попросите назвать, что же относится к этому слову. Если ребенок затрудняется, пройдите вместе на кухню, пусть покажет эту самую посуду, а уж потом назовет. Можно сделать и наоборот: вы перечисляете отдельные названия, а малыш называет одним словом: "Апельсин, лимон, груша - это... фрукты".

Мы уже знакомили малыша с этими словами, показывая ему предметы и картинки, разрешая действовать, пользуясь предметами. И теперь делаем так же. Только операции, которые вы можете доверить ребенку, расширяются - пусть попробует расставить тарелки на столе, вытереть посуду, достать выстиранное белье из стиральной машины и рассказать, что делает. Можно попробовать такие задания:

1) продолжи ряд:

груша, яблоко...
репка, картошка...
стул, диван...
роза, мак...
стул, шкаф...
воробей, синица...
коза, баран...
чашка, блюдце...
шорты, майка...
тапочки, сапоги...
черника, малина...

2) назови одним словом:

рубашка, майка, свитер, брюки - это ...
сандалии, ботинки, сапоги - это ...
картошка, капуста, свекла - это ...
щука, карась, ерш - это ...
ромашка, пион, лилия - это ...
кровать, тумбочка, стол - это ...
яблоко, груша, банан - это ...
стакан, тарелка, блюдо - это ...

Развитие речи у ребенка пятого года жизни

Пятый год - середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно (!) формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки - и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если "хочу" воюет с "надо" и побеждает - готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний.

Иногда родители удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все-таки уповаем на ваш родительский долг - воспитывать свое дитя... Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. И нам с вами, уважаемые родители, это очень нравится. Еще бы - сын перед гостями читает что-нибудь вроде "У лукоморья дуб зеленый..." или "Как ныне сбирается вещий Олег..." Но... Конечно, надо читать, и стихи надо читать, и прозу. Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?

Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребенку сказки "с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Одна четырехлетняя девочка, прослушивая такую историю вечером, предлагала свой вариант, который зачастую оказывался ничуть не менее интересным, чем мамин. В конце концов мама стала просить дочку рассказывать свой вариант первой... Вы сразу поймете по реакции ребенка, интересно ему ваше творчество или нет.

Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их. Помнится портрет Фуфони - персонажа, придуманного одной активной мамой, вернее, персонаж-то был придуман мамой, а имя ему (точнее, ей) дала дочь. Рисунок изображал нечто круглое, похожее на облачко, с глазками-бусинками и улыбающимся ртом, на коротеньких ножках и с коротенькими ручками... И отношение ребенка к Фуфоне было ясно выражено в этом замечательном и очень искреннем рисунке.
Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!


Сообщение отредактировал auctor - Вторник, 06.12.2011, 22:22
 
Форум » Наш форум » Полезные материалы » Развиаем речь
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

/* === Cтрелка ВВЕР ХjQ TOP === */ Вверх