Словесные дидактические игры развивают в дошкольнииках не только восприятие и речь, а также умение анализиировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории. Вот некоторые из подобных игр. «[color=red]Когда это бывает?» (
взрослый называет природное явление, а ребенок — время года). Например:
• снег идет... (зимой);
• радуга на небе... (летом);
• желтые и красные листья на деревьях... (осенью);
• скворец несет веточки в скворечник... (весной);
• скворец несет в клюве червяка... (летом), и т.д.
«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.).
«Что в природе бывает желтым?»(одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, бабочка-лимонница и т.д.).
«Что это такое?» (взрослый называет растение или живот¬ное, а ребенок — общую группу, к которой оно относится). Например:
• воробей... (птица);
• олень... (зверь);
• елка... (дерево);
• яблоко... (фрукт) и т.д.
«Что третье?»(взрослый называет два похожих предмета, а ребенок должен подобрать к ним третий). Например:
• ромашка, колокольчик... (клевер);
• ворона, голубь... (сорока);
• береза, липа... (сосна);
• солнце, облако... (радуга);
• цветок, лист... (корень) и т.д. Хорошо развивает мышление ребенка игра, в которой один и тот же материал используется перекрестно — предметы нужно объединять сразу по нескольким признакам. Например, игра
«Назови одним словом»:
• тигр, крокодил, собака... (хищники);
• тигр, собака, кошка... (звери, хищники);
• собака, кошка, корова... (домашние животные, звери);
• корова, овца, олень... (звери, парнокопытные, травояд¬ные);
• олень, волк, заяц... (звери, лесные животные).
Во время игры должны действовать правила, побуждающие ребенка к быстрым и правильным ответам. Например, взрослый считает до трех —за это время, нужно успеть ответить; за неправильный ответ —штраф в виде фанта или штрафное очко.
С детьми 3—4 ( в любом возрасте ) лет дидактические игры целесообразно совммещать с движением. Гуляя осенью в лесу или парке, покажите ребенку опавший лист и попросите найти такой же, затем предложите ему указать дерево, с которого упали эти листья, и назвать его. Когда ребенок научится различать три-четыре дерева, предложите ему поиграть.
— Я сосчитаю до трех и назову дерево, а ты беги к нему поскорее. Только смотри не перепутай: раз, два, три —к березе беги (малыш бежит); раз, два, три —под елку беги; раз, два, три — к клену беги.
Организуя различные игры, помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.
Детям нравятся игры и занятия с природным материалом. Гуляя в лесу, они с удовольствием собирают шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это —материал для поделок. Из шишек и желудей можно сделать разнообразных человечков и животных. При этом соединительным материалом может быть пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Важно не только изготовление поделок, но и их использование в различных играх. Можно разыграть знакомые ребенку сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.), персонажами которых станут сделанные вами фигурки. Предложите малышу придумать свои собственные сказки и разыграть их. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.
[/color]
[/c][c]
[r][c]