Суббота, 27.02.2021, 05:41
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ТВ  
Форум » Страничка профильных специалистов » Страница педагога по изодеятельности » Развитие речи и творческого воображения детей, используя МФО (Практикум для педагогов)
Развитие речи и творческого воображения детей, используя МФО
КисточкаДата: Вторник, 30.10.2012, 23:21 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Практикум: «Развитие речи и творческого воображения детей, используя методы технологии ТРИЗ»
Метод фокальных объектов (МФО) является одним из основных методов ТРИЗ, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.
Мы знаем, что в каждом ребёнке есть что-то особенное и необходимо дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.
Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр.
Дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи.
Такую работу надо начинать с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А.Венгер: «На что похожи?», «Игра в слова», «Какая игрушка?», «Хитрые картинки» с младшего возраста и проводить систематично.

В младшем возрасте используется метод «эмпатии», который основан в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то: (мытье рук - спросить, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то помочь - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д.), потом взять образ цветочка на клумбе, образ муравья ползущего по асфальту и т.д.

Детей 4-5 лет уже можно знакомить с МФО. Это перенос признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект.
В старшем возрасте игры на развитие творческого воображения «Грамматика фантазии» в обработке А.М. Страунинг.: «Цепочка слов» - зима: зима-какая? Снежная холодная. А что ещё бывает холодным? Мороженое, лёд, снег, ветер. А ветер, какой? Северный, сильный. А кто может быть ещё сильным? И т.д. пока детям не надоест.

Игра "Необычный подарок" (для детей 4-6 лет)
Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Воспитывать дружелюбие, вежливость. Развивать фантазию, память, воображение.
Материал. Карточки с изображением различных предметов. (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т.д.)
Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.
Ход игры. Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:
- Аня, какой бы подарок ты хотела получить от Андрея? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Андрей, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Аня? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Аня пусть у тебя будет книга с признаками машины Андрея, а у тебя Андрей машина с признаками Аниной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например:
Аня Л: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Андрей: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.

Метод фокальных объектов
При выполнении заданий, в которых требуется совмещать несовместимое, могут возникать изобретательские идеи.
В столбе слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства.
1. Автобус Ароматный
2. Барабан Беспрерывный
3. Бетон Воздушный
4. Веревка Жидкий
5. Газета Изменчивый
6. Гвоздь Круглый
7. Куб Ледяной
8. Колесо Липкий
9. Комбайн Нитевидный
10. Конверт Парящий
11. Мотор Пленочный
12. Огонь Прессованный
13. Остров Раздвижной
14. Пленка Резиновый
15. Расческа Светящийся
16. Стекло Сгущенный
17. Телевизор Шарообразный
18. Корабль Эластичный
Возьмем первое слово "автобус" и будем соединять его с каждым словом второго столбца.
Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои.
Беспрерывный автобус - длинный - предлинный.
Воздушный автобус - аэробус.
Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальной капсюле - люди, при лобовом столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара.
Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, мощность.
Круглый автобус - автобус - колесо. Автобус шар, не нужно колес, катится сам, а попав в воду плывет, как мячик.
Соединяя таким образом каждое существительное со всеми прилагательными, мы обнаружим немало любопытных идей, среди которых могут быть: светящийся бетон аэрополосы (заряжается, к примеру, радиоволнами); ароматный конверт (в клей введены пахучие вещества тополевых или березовых почек, ландыша и др.); резиновое стекло; раздвижной корабль; воздушное стекло; пленочный телевизор. Поэкспериментируйте с этими словами, затем составьте новые списки существительных и прилагательных (слова можете выбирать из "Орфографического словаря") и предложите свои оригинальные идеи.


Покажем пошаговую реализацию МФО на примере задачи «Выбор объекта и цели его усовершенствования».
1.Совершенствуемый (фокальный) объект — часы.
Цель — расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса.
2. Выбор 3—4 произвольных (наугад из словаря, технического журнала, книги) объектов (не обязательно технических). Например, лист, катер, клетка, сетка.
3. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше (см. таблицу).
Объект - Лист
Признаки объекта - Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний.
Катер - Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), нетонущий, сигнальный, морской, спасательный
Клетка - Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности
Сетка - Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная
4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов (см. таблицу).
Присоединение 1 признака Присоединение 2 признаков Присоединение 3 признаков
Часы широкие Часы цветные, Часы цветные,
самозаводящиеся сигнальные, складные
Часы сигнальные Часы широкие, неэнергоемкие Часы яркие,спасательные,
самонастраивающиеся
Часы игровые Часы узкие, сигнальные Часы упругие, нетонущие, игровые
5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях; самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.
6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь серьезно и профессионально могут быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.

Изобразительная деятельность (для детей 5-6 лет.
Тема: В мире животных
Цель: Упражнять детей в изображении фантастических животных, используя знакомые приемы рисования; познакомить детей с новой техникой рисования пушистой, жесткой кисточкой. Развивать фантазию, творческое воображение. Познакомить с новым словом "анималист".
Материалы: Альбомный лист на каждого ребенка, краски, две кисточки (одна обычная, другая жесткая, пушистая); предметные картинки с изображением различных животных; кукла "Художник" или картинка с изображением художника.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций разных художников - анималистов, альбомов с фотографиями животных.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами одно большое, доброе животное (дети встают в круг, взявшись за руки). Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе (вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад). Наше животное дышит ровно, спокойно.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости кто-то пришел. А кто это вы сможете догадаться, послушав стихотворение.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер.
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире,
Возьми в дорогу кисти,
Открой глаза пошире.
Дети отвечают, что к ним пришел художник.
Воспитатель: Верно, к нам пришел художник, да не простой, а тот который рисует только животных. А знаете ли вы, как называют художников, изображающих животных? Их называют анималистами. "Аnimal" в переводе с латинского языка обозначает "животное". Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых. Но, что-то я смотрю, наш художник вовсе не весел, давайте спросим почему? (дети интересуются, что у художника произошло)
Художник: Я всегда рисовал в компании своих друзей, художников - анималистов. А теперь они все разъехались в разные страны и мне очень скучно рисовать одному.
Воспитатель: Ну, в этом горе мы с ребятами легко сможем тебе помочь. Предлагаю вам, ребята превратится в анималистов, но не простых, а фантастических и придумать своих фантастических животных, а потом всем вместе нарисовать этих животных.
Упражнение "Назови признаки животного".
Воспитатель: Выберите картинку с понравившимся животным. Назовите три слова-определения, которые описывают ваше животное (дети называют наиболее характерные признаки животного, например: заяц - длинноухий, пугливый, умеет высоко прыгать и т.д.).
Воспитатель: Но мы с вами решили, что это животное не простое, а фантастическое, и обладает необычными качествами и свойствами. Чтобы узнать какими свойствами они обладают, выберите две карточки с изображением тех животных, которые вам больше нравятся (дети выбирают карточки из предложенного набора). Скажите, чем это животное отличается от других (дети называют отличительные признаки выбранных животных).
Примечание: на первых этапах работы лучше использовать картинки животных с ярко выраженными признаками внешнего вида, например: у слона - большие уши и длинный хобот, у лося - ветвистые рога, у зайца - длинные уши, у мыши - тонкий длинный хвост и т.д.
Воспитатель: А теперь представьте, что выбранное вами животное обладают новыми свойствами и качествами. Например, я выбрала слона. Ему я буду присваивать новые признаки. Далее я выбрала лису и жирафа. Эти животные подарят свои признаки - слону.
Воспитатель: Ребята, назовите признаки этих животных. Какая лиса? (рыжая, хитрая) А жираф какой? (высокий, пятнистый) Теперь давай признаки лисы примерим для слона. Когда слон может быть рыжим?
Дети: Рыжий слон - тот, который сходил в парикмахерскую и его покрасили в рыжий цвет.
Воспитатель: А когда слон может стать высоким? И почему он станет пятнистым?
Дети: Слон обул туфли на высоких каблуках и стал высоким. А пятнистым он стал оттого, что валялся в песке.
Воспитатель: Очень интересное и необычное получается животное! А теперь охарактеризуйте своих животных, и полученные признаки присвойте тому животному, которое вы выбрали первым. После того, как дети придумали своих животных, им предлагается их нарисовать.
Воспитатель: Ребята, анималисты используют в своей работе необычную технику рисования. У такого художника две кисточки, как и у нас. Одна мягкая и тонкая, а другая пушистая. И рисует она "лохматые линии" с "распушенными" краями. Она боится воды, а краску набирает только на кончик. Прежде, чем что-нибудь нарисовать, она вытирает хвостик о бумагу, становится полусухой и поэтому оставляет след на бумаге прерывистый, рыхлый, который очень напоминает теплую шубку животных (педагог сопровождает свои слова показом). А когда мы нарисуем шубку, возьмем тоненькую кисточку и нарисуем мордочку и ушки.
В заключении воспитатель предлагает детям организовать выставку работ и рассказать о своих фантастических животных.
Усложнения:
выбранные объекты меняются местами;
признаки неживого объекта присваиваются живому.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)
Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
"Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.

Алгоритм использования МФО
1. Выбираем фокальный объект. Фокальный объект - настольная лампа.
2. Выбираем любые случайные объекты. Пусть это будут: А. Кошка В. Портфель.
3. У случайных объектов находим и выписываем максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как: красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому, высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение.
Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.
Параметры случайных объектов:
А В
1Меховая Переносной
2Мяукает Вместительный
3Прыгает Ранец
4Теплая Кожаный
5Полосатая Закрывается
4.Необходимо совместить фокальный объект с выписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.
Не пытайтесь пропустить этот шаг, сразу переходя к пятому шагу. Пропустив этот шаг, Вы пропустите много интересных сочетаний.
Презентуя метод, также необходимо выписать все варианты полученных сочетаний:
Фо + А1 = Меховая настольная лампа
Фо + А2 = Настольная лампа мяукает
Фо + А3 = Прыгающая настольная лампа
Фо + А4 = Теплая настольная лампа
Фо + А5 = Полосатая настольная лампа
Фо + B1 = Переносная настольная лампа
Фо + B2 = Вместительная настольная лампа
Фо + B3 = Настольная лампа ранец
Фо + B4 = Кожаная настольная лампа
Фо + B5 = Закрывающаяся настольная лампа
5. На пятом шаге необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии.
Это самый творческий этап МФО. Необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания.
На вопрос «Что получилось?», необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, попробовать подобрать другой вариант.
Например, в сочетании Фо + А4 у нас получилась Теплая настольная лампа. Можно пройти мимо этого сочетания, т.к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или наоборот, остужает.
На вопрос, «Где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты и места использования.
Например: Фо + B3 = Настольная лампа ранец - лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака "STOP".
Ответ на вопрос, «Кому это надо?», помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги.
Например: Фо + B4 = Кожаная настольная лампа - можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.
Во время презентации метода нет необходимости строить таблицу, достаточно кратко ответить на три поставленных вопроса и привести два-три примера обновления продукта. Например, так:
Меховая настольная лампа - Может быть декоративная лампа, обитая мехом, используемая в спальне или в детской комнате, в зависимости от дизайна. Покупателями будут женщины.
Настольная лампа мяукает - Может быть лампа издающая звуки например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Может включать или выключать свет в запрограммированное время или записывать разговоры. Лампа-будильник и лампа-радио рассчитаны на широкие массы. Лампа-магнитофон может поставляться в офисы коммерческих организаций.
Вместительная настольная лампа - Может быть лампа, в которой предусмотрены места для хранения авторучек, карандашей, фломастеров, ластиков, линеек и прочей канцелярии. Используется на рабочем столе. Покупатели - родители школьников и/или организации.
6. На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта. Можно выписать все полученные решения, которые прошли «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т.е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет.
В нашем случае готовые решения обновленных продуктов мы можем записать как:
Продукт №1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука
Продукт №2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей
Меховую лампу как продукт можно отбросить из-за сомнительности идеи (она может быть пожароопасная) и узкой целевой аудитории.
Лампа-магнитофон не подходит из-за того, что подслушивающие устройства и так уже вставляют в любые предметы, а магнитофоны со встроенными фонарями на рынке уже продаются.
 
Форум » Страничка профильных специалистов » Страница педагога по изодеятельности » Развитие речи и творческого воображения детей, используя МФО (Практикум для педагогов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

/* === Cтрелка ВВЕР ХjQ TOP === */ Вверх