Пятница, 05.03.2021, 15:58
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ТВ  
Форум » Страничка профильных специалистов » Страница психолога » Адаптация ребенка к ДОУ
Адаптация ребенка к ДОУ
ТВДата: Пятница, 11.02.2011, 10:21 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 616
Награды: 5
Репутация: 7
Статус: Offline
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника
Р. Т. Осадчая, Н.Б. Шахова, Г.Нижневартовск, МДОУ ДС КВ №83 « Жемчужина»

Пора в детский сад. Это важное событие в жизни малыша. При поступлении в детский сад жизнь ребенка меняется полностью.
Для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
В период адаптации ребенка к детскому саду, особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи — очень тяжелый и болезненный процесс. Педагогам и родителям следует помнить, что в детском саду можно облегчать требования к детям, а в семье повышать их, поскольку там воспитание происходит безболезненно и естественно. В первые дни посещения ребенком детского сада, для родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в детский сад, бесконечные болезни, обиды в адрес воспитателей, претензии педагогов в адрес родителей,
Можно ли избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что в воспитании ребенка несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?
Можно привести многочисленные примеры, свидетельствующие об отсутствии единства воздействий на детей в семье и ДОУ, что негативно сказывается на развитии детей. Типичным является различное поведение детей дома и в ДОУ. Так, в детском саду формируются у ребенка навыки самообслуживания, а мама или бабушка говорят, что ребенок еще маленький, и начинают одевать его, обувать или выполнять за него еще какую-то работу, не давая возможности проявить ему самостоятельность. Часто стремление ребенка к самостоятельности родители расценивают как упрямство или "вредность", что дает повод к конфликтам. Позже эти родители сами будут удивляться, почему их ребенок ленив.
Или же: дети приходят из дома по-разному подготовленными к детскому саду. Один ребенок уже может себя обслужить, у него достаточно развита речь, навыки делового общения, другой ребенок заметно отстает в развитии в силу чрезмерной опеки взрослых. Доказано, если у ребенка налажено "деловое общение" со сверстниками и взрослыми, развиты навыки самообслуживания, адаптация проходит более успешно.
Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, семья — самая благоприятная среда для воспитания ребенка в возрасте до трех лет, где отношения построены на любви и взаимной привязанности; с другой — возможности семьи в воспитании не всегда используются родителями, и семья не справляется с воспитанием.
К сожалению, родители и другие члены семьи допускают типичные ошибки, которые "кочуют" из поколения в поколение. К ошибкам относятся укачивание детей, ограничение их двигательной активности, нарушение режима, недостаток общения, использование угроз, наказаний и др. Сейчас появились и новые проблемы, связанные с увлечением просмотра телепередач, занятиями с компьютером.
Наше ДОУ №83 «Жемчужина» выбрал такую форму работы по адаптации ребенка к условиям ДОУ, как предварительная подготовка ребенка и его родителей, к поступлению малыша в детский сад в семейной адаптационной группе «Знакомимся с детским садом». В такую группу дети приходят вместе с родителями. Здесь ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему раннее детьми и взрослыми. А главное, малыш спокоен, не покинут и по- прежнему, любим. Опытные специалисты помогают родителям научиться, как полноценно общаться с ребенком, как воспитать малыша в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.
Общение с родителями в рамках работы группы «Знакомимся с детским садом» способствует повышению у них педагогических знаний, также помогает родителям выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком. Опыт работы показывает, что положительный настрой родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, так как будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие, которое будет способствовать комфортному пребыванию ребенка в ДОУ, и в дальнейшем его успешной подготовки и адаптации к школе.
Начинаем мы работать с ребенком и его семьей за 2-3 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. Как правило, инициативу в этот период проявляют родители, чьи дети впервые придут в ДОУ, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.
По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.
В результате наблюдения за ребенком и в первые дни посещения группы «Знакомимся с детским садом» воспитатель и педагог-психолог выявляют особенности его эмоционального состояния, поведенческих реакций, интересов, особенностей общения, моторных реакций.
Наблюдение за процессом адаптации позволяет подбирать методы и способы воспитательно-образовательного воздействия, помогает понять особенности работы адаптационных механизмов ребенка и спрогнозировать возникновение проблем ребенка в возникающих стрессовых ситуациях.
Рекомендации составляются педагогом-психологом по результатам наблюдений воспитателя за ребенком. Учитывая полученные рекомендации, индивидуальные особенности ребенка, воспитатель составляет план работы по адаптации ребенка к детскому саду. Данное направление строится на основе разработанных планов и включает в себя реализацию мероприятий по непосредственному взаимодействию с ребенком. При организации взаимодействия с ребенком воспитатель использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.
Основная нагрузка по созданию условий в период подготовки ребенка к детскому саду ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и психологического сопровождения и реализуется через консультирование и просвещение родителей. Основной акцент воспитатель делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности. Умение увидеть и подчеркнуть сильные стороны ребенка, предоставить ему возможность быть самим собой, позволяет обеспечить принятие ребенком сложившейся ситуации разлуки и актуализацию ресурсного состояния при переживании стресса. Подчеркивая самые незначительные достижения и успехи ребенка в деятельности, воспитатель формирует позитивное самоотношение ребенка и в какой-то мере восстанавливает его доверие к окружающему миру.
Значительное место в содержании работы по адаптации уделяется организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Воспитатель помогает ребенку ориентироваться в групповом пространстве: показывает игрушки и все, что находится в групповой комнате, рассказывает о их назначении, учит пользоваться предметами обихода. Более расширенное освоение пространства детского сада осуществляется через совместные экскурсии родителей с ребенком по детскому саду. Это посещение зимнего сада, где дети могут полюбоваться фонтаном, послушать веселый «разговор» попугайчиков, посмотреть, как обитают в живом уголке морская свинка и водяные черепашки. В изостудии дети с удовольствием рассматривают творческие работы наших воспитанников, и могут сами попробовать свои возможности в рисовании или лепке. Посещение физкультурного зала доставляет малышам истинное удовольствие, им нравится заниматься на тренажерах, «купаться» в сухом бассейне.
Включение ребенка в социально-полезную деятельность осуществляется на завершающих этапах адаптации, когда стабилизируется эмоциональный фон и появляется интерес, инициатива и активность для участия в этой деятельности. Организация этого процесса происходит поэтапно: сначала ребенку дают небольшие индивидуальные поручения, затем постепенно организуется совместная деятельность с детьми. При этом воспитатель обращает внимание на закрепление положительных переживаний ребенка, связанных с успехом в деле на общую пользу, поддерживает стремление к проявлению инициативы и самостоятельности в освоенных видах деятельности.
Коллектив детского сада № 83 «Жемчужина» строит свою работу с родителями на основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в центре которой содержится идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольные учреждения) призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательскую деятельность.


С уважением и наилучшими пожеланиями
 
m151163Дата: Пятница, 11.02.2011, 12:53 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 310
Награды: 2
Репутация: 6
Статус: Offline
ТИМОХА ПЛАЧЕТ -УЖАС утром-при собирании в САД ЧТО-ДЕЛАТЬ ??? НУЖНА ПОМОЩЬ !!!!!!!!!!!!!!!!!!

 
Svet_LanaДата: Пятница, 11.02.2011, 17:57 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 84
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Может быть не высыпается Тимофей? Нужно с вечера готовить к детскому садику, лучше почитать сказку мультики не желательно, лечь пораньше, тогда ребенок хорошо выспится. Рассказывать Тимофею, что в садике интересно- там много деток, будет играть, может ему дать любимую игрушку.
У меня тоже дочь устраивала истерики по утрам, длилось где-то месяц, потом иногда, когда на самом деле не высыпалась. А вообще вам лучше обратиться к психологу, тем более Юлия недавно была у Натальи Борисовны.


Сообщение отредактировал Svet_Lana - Пятница, 11.02.2011, 21:48
 
m151163Дата: Пятница, 11.02.2011, 21:24 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 310
Награды: 2
Репутация: 6
Статус: Offline
Quote (Svet_Lana)
Нужно с вечера готовить к детскому садику, лучше почитать сказку мультики не желательно, лечь пораньше, тогда ребенок хорошо выспится. Рассказывать Тимофею, что в садике интересно- там много деток, будет играть, может ему жать любимую игрушку.

ТАК И ДЕЛАЕТСЯ

ОН СОВА ОЧЕНЬ НУ ОЧЕНЬ СЛОЖНО вечером уложить , Илья жаворонок в 21-00 он готов спать и встать утром 6-00 и хорошо себя чувствует , А Тима готов и ходить - бродить в квартире все уже спать хотят темно а он НИКАК не готов


 
Svet_LanaДата: Пятница, 11.02.2011, 21:51 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 84
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Надо как-то из совы сделать Тимофея жаворонком.
Я к примеру мать- садистка, так считает моя свекровь, у меня дочь была совой, я ее помучила- каждый день будила в 6 утра и не давала потом спать!!!, все таки я сломала ее режим и она стала ложиться и вставать вовремя.


Сообщение отредактировал Svet_Lana - Пятница, 11.02.2011, 22:38
 
m151163Дата: Пятница, 11.02.2011, 21:57 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 310
Награды: 2
Репутация: 6
Статус: Offline
Quote (Svet_Lana)
Я к примеру мать- садистка - я ее помучила- каждый день будила в 6 утра и не давала потом спать!!!, все таки я сломала ее режим и она стала ложиться и вставать вовремя.

УЖАС !!!!

Я бы так не смог

ТО ЧТО НЕ ВЫСЫПАЕТСЯ -ЭТО 100%


 
Svet_LanaДата: Пятница, 11.02.2011, 22:38 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 84
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Все в этом мире относительно, если нужно будет сильно- сможете.
 
ТВДата: Суббота, 12.02.2011, 12:37 | Сообщение # 8
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 616
Награды: 5
Репутация: 7
Статус: Offline
Если проблема только в недосыпании, то согласна, нужно время для физической адаптации организма к новому режиму. Но, здесь может быть и другая причина - ребенок не понимает, за что родители бросают его в другой обстановке, почему оставляют одного, почему он должен подстраиваться под правила группы. Возможно, он считает, что родители его за что-то разлюбили, или рассердились на него. Чем больше Тим плачет, тем сильнее переживают родители. Он это видит, и переживания родителей являются для него доказательством их любви. Часто дети специально играют на чувствах родителей именно по этой причине. Выход один - ни в коем случае не показывать ребенку свои переживания! "Долгое прощание - лишние слезы" Объясните мальчику, что вы любите его по прежнему, что он уже большой, в его жизни новый этап, который проходят все взрослеющие люди (и Илья тоже). Садик - это его работа (расти, развиваться, общаться). Не спрашивайте, ни в коем случае, плакал ли он в садике, хорошо ему, или плохо. Не обсуждайте при нем эту проблему. Провожайте его с улыбкой. Если плачет, пусть воспитатель заберет его в группу сразу, как только переоденетесь. Поверьте, он быстрее упокоится.
Я так поняла, что уже целый месяц по утрам одна и та же картина, которая превратилась в ритуал. Если Тим не выспался, то успокаивать, уговаривать его бесполезно. Только напрасная трата ваших и его нервов. Значит, надо сократить это время. Поэтому, как можно быстрее одевайте плачущего малыша, везите в сад и передавайте педагогу. Все это спокойно, уверенно, не показывая эмоций и не уговаривая.
Иногда приходится быть непреклонным, во благо. Тимофей должен понять и принять слово "надо".
Именно этот совет я давала родителям в 1 младшей группе. И у меня не было никаких проблем с адаптацией вообще.


С уважением и наилучшими пожеланиями
 
y310778Дата: Суббота, 12.02.2011, 12:50 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 69
Награды: 6
Репутация: 4
Статус: Offline
Тимофей засыпает в 10-00 и просыпается в 7-15. Он просто не хочет ходить в садик. Вечером он это твердит постоянно, в субботу утром все утро твердил, что в садик не пойдет. А утром он без проблем встает, капризы из-за нежелания идти в сад.Хотя я думала, он с удовольствием пойдет. ОН отходил первые 3 дня без проблем, а вот дальше началось.В сумме он отходил всего 9 дней. Вечером чувствует себя в саду нормально, не плачет.Правда говорят сидит на стульчике без участия. Я думаю, со временем все пройдет, поймет.
 
m151163Дата: Суббота, 12.02.2011, 13:53 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 310
Награды: 2
Репутация: 6
Статус: Offline
ВОТ ЕСЛИ-БЫ В НОВ ПОСТУПАЮЩИМ ДЕТИШКАМ НА ПЕРВЫХ ПОРАХ КАК-ТО ВОСПИТАТЕЛИ ВНИМАНИЕ ЧУТЬ ЧУТЬ ЧТО-ЛИ УДЕЛИ-ЛИ КАК-ТО ВОВЛЕЧЬ ЕГО В КОЛЛЕКТИВ

с форума http://www.koshki-mishki.ru/forum/index.php/topic,1696.msg14920.html

Цитата
Обращаюсь за советом. Ребенку исполнилось три года. Оформляемся в детский сад. Знаю, что не все дети легко привыкают к новым условиям. Поделитесь опытом, как проходила адаптация у вашего ребенка? Какие ошибки на ваш взгляд были допущены?
Заведующая предупредила, что в группе 20 детей и у воспитателя не будет времени заниматься одним ребенком. По ее мнению, достаточно будет приводить ребенка первое время на несколько часов. Долгое прощание и уговоры не приветствуются.

--конец цитаты


 
m151163Дата: Суббота, 12.02.2011, 13:58 | Сообщение # 11
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 310
Награды: 2
Репутация: 6
Статус: Offline
http://mirsovetov.ru/a/housing/family/adaptation-kindergarten.html



 
m151163Дата: Суббота, 12.02.2011, 14:01 | Сообщение # 12
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 310
Награды: 2
Репутация: 6
Статус: Offline
ЧИТАЮ

 
Svet_LanaДата: Суббота, 12.02.2011, 14:20 | Сообщение # 13
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 84
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Я сама проработала 2 года на яслях! дети от 1,2 до 2-х. В первые дни зачастую деткам нравилось ходить в садик, потом начинались проблемы, особенно детям не нравились режимные моменты: завтрак, подготовка к прогулке, опять же возвращение с прогулки, обед и сон соответственно. Кто-то просто плакал, у кого-то истерики. Но не было такого, чтобы дети ревели без умолка, носили по очереди на руках с няней, детки привыкали к нам и постепенно переставали плакать. Главное выдержать первый месяц детям, родителям и соответственно воспитателям, потом все налаживается и дети привыкают к детскому садику. Самое главное не прогуливать!!! ребенок поймет, что его могут оставить дома, стоит только расплакаться.Дети очень сообразительны!
Юлия вам нужно пережить этот момент, потом все забудится. Разговаривайте с Тимофеем и настраивайте на положительное отношение к садику. Как насчет любимых игрушек?


Сообщение отредактировал Svet_Lana - Суббота, 12.02.2011, 14:25
 
ТВДата: Суббота, 12.02.2011, 17:29 | Сообщение # 14
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 616
Награды: 5
Репутация: 7
Статус: Offline
Quote (mvart)
это первый сигнал, индикатор того, что малышу некомфортно

Взрослый, приходя в новый коллектив, в новую обстановку, всегда ли чувствует себя сразу комфортно? Чего уж говорить о малышах, для которых это самый первый опыт.
Вначале ребенку было интересно, всё в новинку, время проходило быстро. Сейчас он познакомился со всеми игрушками, с детьми, с режимом группы. И понял, что тут он не один, что нужно садиться за стол, когда все садятся, идти в кровать, когда все идут, что игрушкой может захотеть поиграть другой ребенок и т.д... Воспитатель пока для Тимофея чужой, загадочный человек. Он не занает чего ожидать от воспитателя и от других детей. Чего же тут удивительного, если дома, естественно, намного комфортнее?!
Всё наладится, всё будет хорошо. Воспитатели сами заинтересованы в быстрой адаптации Тима, и уж точно, в течение дня, находят для него время.


С уважением и наилучшими пожеланиями
 
ТВДата: Суббота, 26.02.2011, 09:07 | Сообщение # 15
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 616
Награды: 5
Репутация: 7
Статус: Offline
Маленькая интересная статейка

Утро без детских капризов

Утро. Вашему малышу пора просыпаться и собираться в детский сад, но он все никак не хочет вставать. Сидит на кровати с закрытыми глазами или никак не может оторваться от подушки. Затем бродит как сонный мишка по квартире и почти не реагирует на ваши слова. А ведь вы уже почти опаздываете на работу! Как правило, каждое утро заканчивается испорченным надолго настроением и скандалом.

Как избежать таких ситуаций? Во первых, нужно придерживаться режима. Да, это не просто, но необходимо. Приучите ребенка ложиться спать вовремя и придерживаться режима даже в выходные и праздники. Буквально через неделю вы заметите результат. Но режим – это полдела.

Во-вторых, утро начинаем с позитивных эмоций: целуем малыша в носик, говорим ласковые слова, бодро желаем доброго утра. Разговаривайте с малышом веселым, энергичным голосом. Никакого проявления раздражительности, но и без чрезмерной мягкости.

Для создания настроения включайте музыку. Однако, периодически меняйте репертуар. Сегодня доступна бесплатная музыка из детских мультфильмов.

Можно выманить ребенка с кровати любимым запахом (например, мандарина или блинчиков). Проявите фантазию! Вариант: купить насколько видов зубной пасты. Ребенок будет бежать в ванную, чтобы узнать, какой пастой он будет чистить зубы сегодня?

Дорогие родители,не забывайте о том, что ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно и тоже время. Тогда утренних капризов, из-за того, что он не выспался станет намного меньше и утренний подъем пройдет значительно легче.


С уважением и наилучшими пожеланиями
 
Форум » Страничка профильных специалистов » Страница психолога » Адаптация ребенка к ДОУ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

/* === Cтрелка ВВЕР ХjQ TOP === */ Вверх